Рынок - система социально-экономических отношений возникающая в процессе обмена экономических благ, реализации товаров и услуг и т.д.

Виды рынка:

1.      В зависимости от сложившегося соотношения спроса и предложения:

А) Рынок продавца - где продавцы имеют больше власти и спрос больше, чем предложения.

       Б) Рынок покупателя – предложения больше, чем спрос.

2.       С точки зрения пространственных характеристик:

А) Местный (локальный).

Б) Региональный.

В) Национальный.

Г) По группе стран (СНГ, зап. Европейский)

Д) Мировой.

3.       По характеру конечного использования товара:

А) Рынок потребительских товаров (используется сразу)

Б) Рынок производственных товаров (сырье, материалы, комплектующие)

В) Рынок услуг

Г) Информационный рынок

Д) рынок интеллектуальной собственности.

4.       С точки зрения организационной структуры:

А) Закрытый – рынок на котором продавец и покупатель связаны некоммерческими отношениями

Б) Открытый – сфера обычной коммерческой деятельности.

5.По качественной структуре:

А) Потенциальный рынок (10% покупателей)

Б)  Действительный рынок (40% покупателей, платежеспособных, нуждающихся в товаре)

В) Квалифицированный ( 20% - А или 50% Б)

Г) Освоенный рынок (5% - А)

5.       С точки зрения особенностей и содержания маркетинговой деятельности:

А) Целевой – рынок на котором фирма реализует или собирается реализовать свои цели.

Б) Бесплодный – не имеющий перспектив для реализации определенных товаров.

В) Основной – рынок, где реализуется основная часть товара предприятия.

Г) Дополнительный – реализуется некоторая часть товаров фирмы

Д) Растущий – реальные варианты для роста.

Е) Прослоечный – (вялый, не активный), на котором торговые операции не стабильны, но имеются перспективы  превращения его, при определенных условиях, в активный рынок.

Исследование рынка

Цель – получение данных о рыночных условиях функционирования фирмы.

Объекты исследования - тенденции развития рынка(анализ, структура, география, емкость рынка, динамика продаж,состояние конкуренции. Сложившаяся конъюнктура, барьеры рынка, возможности и риски)

Результаты исследования -  прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, выявление ключевых факторов успеха.

 

Субъект товарного рынка – продавцы и покупатели. Объект товарного рынка – товар (продукция, работа, услуга).

Под границами рынка понимаются продуктовые и географические границы рынка.

Определение продуктовых границ рынка – это процедура определения товара, товаров заменителей и формирование товарной группы.

Здесь учитывается мнение покупателей о равнозначности или взаимозаменяемости товаров, которые составляют одну товарную группу.

Географические границы рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами. Географические границы – это территория, на которой покупатели выделенной группы приобретают или могут приобрести товар.

Границы рынка определяются так же, как и товарная группа: по принципу признания покупателями равной доступности товаров, продаваемых в различных регионах. Так, например, если покупатели считают товар, продаваемый в одном регионе, заменителем товара, продаваемого в другом регионе, то эти регионы являются географическим риском данного товара.

Емкость рынка – это количественная характеристика товарного рынка, показывающая принципиально возможный объем сбыта товара фирмы.