Ассортиментная стратегия — это долговременный курс  ассортиментной политики, рассчитанной на перспективу.

Цель ассортиментных концепций — сориентировать компанию на выпуск  товаров, наиболее соответствующих структуре и особенностям спроса целевого рынка.

Формирование ассортимента — проблема конкретных товаров, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами. При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, роли, которую собирается играть на рынке производитель (лидер или претендент).

Формированию ассортимента предшествует разработка ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения. При этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские предпочтения целевых сегментов, а с другой, — необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, финансовых, технологических и других ресурсов, чтобы производить продукцию с минимальными издержками.

Ассортиментная концепция выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития ассортимента (разнообразие видов товаров, уровень и частота обновления ассортимента, уровень цен и др.

Стратегии по расширению ассортимента:

Существует 2 способа:

1.      Наращивание ассортимента (перемещения по цене и по качеству)

А) Наращивание вниз (более доступный по цене, например, более простые и дешевы модели)

Б) Наращивание вверх (повышение качества и цен)

В) Двухстороннее наращивание (одновременное растягивания товарной линии вверх и вниз. Первоначальное позиционирование на среднем уровне цены и качества, затем — выпуск дешевых, но достаточно качественных моделей (вытеснение конкурентов в нижней части рынка) и выпуск усовершенствованных моделей, но по более низким ценам, чем в верхней части рынка (захват части верхнего уровня рынка).)

      2. Насыщение (добавление новых товаров к уже имеющимся, но есть риск перенасыщения)

Товарная номенклатура -совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом.

 Например, номенклатура — холодильники, стиральные машины; ассортимент — холодильники; ассортиментные группы — холодильники одно-, двухкамерные; ассортиментные позиции — двухкамерные холодильники марки А, Б.

Характеристики Т.Н.:

1.      Ширина товарной номенклатуры (общая численность ассортиментных групп товаров).

2.      Насыщенность номенклатуры — (общее количество составляющих ее отдельных товаров. Насыщенность ассортиментного ряда — общее число единиц в ассортиментном ряду по каждому варианту исполнения товара.)

3.      Глубина (длина) ассортиментного ряда — (количество вариантов предложений каждого отдельного товара в рамках одной ассортиментной группы, имеющих общую базовую функцию, но отличающихся набором добавленных характеристик.)

4.      Гармоничность — степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, требований к организации производства, каналам распределения и продвижения.