Ценовая политика - Это совокупность экономических и организационных мер, направленных на достижение с помощью цен высоких результатов хозяйственной деятельности фирмы, обеспечение устойчивого сбыта, получения высокой прибыли. Ц.п. в м. предполагает взаимосвязанный учет необходимости возмещения затрат и получения разумной прибыли, ориентации на состояние спроса и конкуренции; сочетание стандартных и меняющихся, единых и гибких цен на товары. Выработке Ц.п. в м. предшествует комплексное изучение рынка и его возможностей, определение перспективного набора товаров (услуг), который уточняется фирмой. Затем прорабатываются экономические условия выхода на рынок, исходя из издержек производства и расчетной прибыли, определяется цена производителя. Следующий этап Ц.п. в м. - формирование цены выхода на рынок, обусловленной ситуацией на данном целевом рынке (рынках) к моменту реализации товаров. На величину устанавливаемой цены оказывают влияние как внутренние факторы фирмы (цели маркетинга, цели и стратегии реализации отдельных элементов комплекса маркетинга и т.д.) и внешние факторы (тип рынка; оценка соотношения между ценой и ценностью продукта, осуществляемая потребителем; конкуренция; экономическая ситуация; возможная реакция посредников, государственное регулирование цен и т.д.).

Выделяют три метода ценообразования:

1. основанный на издержках - Самый простой метод, основанный на издержках, когда цена устанавливается путем простого добавления к себестоимости продукта определенных наценок

2.      основанный на мнении покупателей -  Ключевым моментом установления цены на основе изучения мнения покупателей является восприятие ценности продукта

3.      основанный на ценах конкурентов - имеет две главные разновидности: установление текущих цен на продукты фирмы с учетом существующих цен конкурентов и установление цен на выгодные для фирмы подряды и контракты при конкуренции за них, исходя из своего представления о возможных ценах конкурентов.

Различают цены на отдельный продукт и на совокупность продуктов.

В последнем случае фирма стремится устанавливать цены, увеличивающие суммарную прибыль, используя следующие стратегии ценообразования:

а) установление цен для разных продуктов одной продуктовой линии с учетом различий в их себестоимости, оценках их свойств покупателями и цен конкурентов;

 б) одновременное установление цен как на основной продукт, так и на дополняющие или вспомогательные продукты, например дешевый автомобиль доукомплектовывается за дополнительную цену определенными принадлежностями; в) установление низкой цепы на основной продукт и завышенной цены на обязательный сопутствующий продукт - "завлекающее ценообразование;

г) установление предельно низкой, бесприбыльной цены на малоценные побочные продукты, что дает возможность уменьшить цену и па основной продукт;

д) пакетное ценообразование, когда продавец объединяет несколько продуктов, предлагая их по суммарной уменьшенной цене.

Различают также цены для разных стадий жизненного цикла товара. Так, особого подхода требует определение цены на новый продукт. Если новый продукт является подлинной новинкой, защищенной патентом, то фирма может выбирать между ценой на основе "снятия сливок с рынка" и ценой с целью проникновения на рынок.

 При первом подходе на новый продукт устанавливается высокая цена, приносящая высокую прибыль с потребителей, готовых платить эту цену; фирма осуществляет не очень объемные, но прибыльные продажи.

Данный поход можно использовать в следующих случаях:

а) высокое качество продукта и его имидж;

б) небольшие размеры производства продукта не обусловливают высоких производственных издержек;

 в) отсутствует возможность выхода на рынок конкурентов, реализующих данный продукт по более низким ценам.

При втором подходе на новый продукт устанавливается низкая цена, необходимая для привлечения многих покупателей и завоевания значительной доли рынка. Применение такого подхода возможно в следующих случаях:

а) рынок высокочувствителен к цене, и низкая цена способствует его расширению;

б) с увеличением сбыта производственные издержки и издержки в распределительной системе сокращаются; низкая цена непривлекательна для конкурентов.

 Если новый продукт не является принципиально новым, а имитирует существующие, цена определяется с учетом качества и цены продукта рыночного лидера. Здесь возможен выбор различных стратегий ценообразования.

Основные целевые установки Ц.п.. - максимизация прибыли, закрепление на рынке, стабильное увеличение продаж и массы прибыли, улучшение условий конкуренции. Конкретными инструментами такой политики являются необходимая гибкость цен, продуманное использование ценовых надбавок и скидок.