Основные понятия маркетинга

МАРКЕТИНГ  (от английского market - рынок ) - комплексная система

организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследование и прогнозирования рынка,изучения внутренней и внешней среды предприятия-экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. В этих программах заложены мероприятия по улучшению товара и его ассортимента, изучению покупателей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, оптимизации каналов товародвижения и организации сбыта, организации технического

сервиса и расширения ассортимента представляемых сервисных услуг. Маркетинг как порождение рыночной экономики является в определенном смысле философией производства, полностью (от научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ до сбыта и сервиса ) подчиненной условиям и требованиям рынка, находящимся в постоянном динамическом развитии под воздействием широкого спектра экономических,политических, научно-технических и социальных факторов. Предприятия-производители и экспортеры рассматривают маркетинг как средство для достижения целей, фиксированных на данный период по каждому конкретному рынку и его сегментам, с наивысшей экономической эффективностью. Однако это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами, чтобы обеспечить необходимую гибкос

ть в решении стратегических и тактических задач, исходя из результатов маркетинговых исследований. При этих условиях маркетинг становного планирования производственно-коммерческой деятельности предприятия, составления экспортных программ производства, организации научно-технической, технологической, инвестиционной и производственно-сбытовой работы коллектива предприятия, а управление маркетингом - важнейшим элементом системы управления предприятием.

Пять позиций маркетинга

Управление маркетингом может осуществляться с позиции 5 разных подходов. Концепция совершенствования производства утверждает, что потребители будут благоволить товарам, доступным по низким ценам, и следовательно, задача руководителя — совершенствовать экономическую эффективность производства и снижать цены. Концепция совершенствования товара исходит из того, что потребители оказывают предпочтение товарам высокого качества и, следовательно, больших усилий по сбыту не требуется. Концепция интенсификации коммерческих усилий базируется на том, что товары организации не будут покупать в достаточных количествах, если не побуждать потребителей к этому с помощью значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Концепция маркетинга строится на утверждении, что фирма должна выявить с помощью исследований нужды и запросы точно очерченного целевого рынка и обеспечить их желаемое удовлетворение.

Практическая деятельность маркетинга оказывает большое влияние на людей, выступающих в качестве покупателей, продавцов и рядовых граждан. В качестве ее целей выдвигаются такие, как достижение максимально возможного высокого потребления, достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление потребителям максимально широкого выбора, максимальное повышение качества жизни.

Интерес к маркетинговой деятельности усиливается по мере того, как все большее число организаций в сфере предпринимательства осознают, что именно маркетинг способствует их успешному выступлению на рынке.

Цели и задачи маркетинга применительно к производителю или продавцу – это выпуск продукции необходимой потребителю, ее сбыт и получение от него прибыли.

Выделяют четыре общественные цели маркетинга: максимизация качества жизни, потребления, выбора и степени удовлетворения потребителя.

При максимизации потребления маркетинг должен сделать как можно большим благосостояние общества путем увеличения уровня производства и занятости. При максимизации степени удовлетворения потребителя маркетинг обеспечивает достижение высшей степени удовлетворенности потребителя. Для максимизации выбора потребителя должно обеспечиваться разнообразие товаров, достаточное для удовлетворения разных вкусов множества потребителей. Самая важная цель – это максимизация качества жизни. Согласно ей, маркетинг должен обеспечивать не столько качество, доступность и разнообразие товаров по доступным ценам, сколько высокий культурный и физический уровень окружающей людей среды.

Относительно состояния спроса также выделяют цели и задачи маркетинга.

При отрицательном спросе задачей маркетинга является поиск и устранение причины, по которой рынок испытывает неприятие товара. Для этого создается программа маркетинга, способная изменить негативное отношение рынка с помощью изменения товара, снижения цены или активного стимулирования. При отсутствии спроса задачей маркетинга является поиск способа связи явных выгод товара с интересами и желаниями человека. Сделать оценку величины потенциального рынка и научиться создавать товары и услуги, способные удовлетворить спрос – это цели и задачи маркетинга при скрытом спросе. Нерегулярный спрос побуждает маркетолога найти способ уменьшить колебания распределения спроса во времени. И наоборот, полноценный спрос требует от специалистов поддержания этого стабильного уровня.

Следует заметить, что все цели и задачи маркетинга направлены на установку необходимого уровня спроса на товары или услуги.