Организация  маркетинга на предприятии  —   это   организация   процесса взаимодействия всех подразделений предприятия, направленного  на  достижение рыночных целей. Организационная структура маркетинговой деятельности на предприятии может быть определена как совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью.     

Маркетинг на предприятии координирует усилия  производства, финансов, сбыта, управления персоналом для  достижения  общих  корпоративных стратегических и оперативных целей.

      Таким образом, организация маркетинга на предприятии  это

Þ    осознание новой функции по взаимодействию предприятия с  рынком

Þ    разработка  управляющей  системы  маркетинговой   деятельности

Þ    создание специализированной службы, обеспечивающей реализацию маркетинга  на предприятии совместно с другими подразделениями.

Маркетинг как функция  тесным  образом  связана  с  другими  функциями

предприятия. Необходима четкая координация  работ  в  области  маркетинга  и

производства, маркетинга  и  финансов,  маркетинга  и  сбыта,  маркетинга  и

администрирования и др. Маркетинг — не просто продажа производимых  товаров.

Данное понятие охватывает практически все сферы работы предприятия в той мере, в какой  они

влияют на реализуемость изготовленных товаров: от исследований и  разработок

до  закупки  сырья,   производства,   упаковки,   транспортировки,   продажи

клиентам, обслуживания, поставки запчастей и т.п.

Составной частью управления маркетингом является его организация. Она включает:

• определение структуры управления маркетингом;

• подбор и расстановку кадров в соответствии с выбранной структурой управления;

• установление прав и обязанностей сотрудников службы управления маркетингом;

• создание необходимых условий для нормальной работы сотрудников, занятых решением маркетинговых задач;

• установление необходимого взаимодействия между отделами службы управления маркетингом и другими отделами управления фирмой.

Заметим, что, говоря о службе управления маркетингом, мы имеем в виду совокупность всех работников, занимающихся решением маркетинговых проблем, сосредоточенных в соответствующих подразделениях> находящихся в непосредственном подчинении вице-президента по маркетингу или маркетинг-директора.

Остановимся более подробно на структуре управления маркетингом. Ее правильный выбор является одним из основных вопросов, перечисленных выше, и выбранная структура управления во многом предопределяет решение других задач, обусловленных организацией маркетинга.

Структура управления маркетингом

Определить структуру управления маркетингом - это значит установить отдельные элементы в субъекте управления маркетингом, выявить их соподчиненность и взаимосвязь в процессе принятия и реализации управленческих решений. Такие соподчиненность и взаимосвязи могут быть самыми различными. Это определяет многообразие структур управления. Наиболее часто рассматриваются:

• функциональная структура управления;

• структура управления, построенная по товарному принципу (товарная структура управления);

• структура управления, построенная по региональному принципу (региональная структура управления);

• матричная структура управления.