Физиологи, социологи и философы рассматривают значительно больше характеристик потребности, однако для экономистов сферы потребительского рынка выше названные признаки главенствуют, т.к. потребности, выносимые на рынок, как  бы преломляются через призму рыночных отношений, принимая форму покупательского спроса.

Являясь формой выражения потребностей, спрос населения в  своем движении подчиняется тем же законам, которые управляют развитием потребностей, и прежде всего – закону возвышения потребностей. Действие этого закона реализуется в том, что  потребность и спрос возрастают, не только количественно, но и  претерпевают существенные качественные изменения. Причем развитие нового качества в процессе развития личных потребностей и спроса происходит путем исчезновения, уничтожения старого.

Исследование спроса как формы выражения потребностей имеет решающее значение для планирования производства потребительских товаров и торговли. Особый интерес при этом представляет изучение классификации потребностей. Существует классификация личных потребностей по многим признакам. Наиболее важным является разделение их на физические, социальные и интеллектуальные. Они выделены пот так называемому генетическому признаку, распознающему природу из возникновения.

Физические (естественные) потребности людей – это потребности, связанные с физической жизнью людей, удовлетворение этих потребностей служит воспроизводству человека как биологического существа (потребность в пище, жилье, передвижении).

Социальные потребности связанные с деятельностью человека как общественного субъекта, а точнее – как члена общества, с  выполнением им некоторых социально значимых функций (потребность в труде, отдыхе, охране здоровья, самовыражен6ии, обеспечении социальных гарантий и т.д.)

Интеллектуальные потребности связаны с интеллектуально-творческой деятельностью человека (потребность в образовании, информации, повышении культурного уровня, Материальные потребности удовлетворяются с помощью конкретных материальных благ, а также услуг материального характера. Духовные потребности удовлетворяются, как правило, продуктами духовной деятельности, но косвенно и с многочисленными продуктами материального производства.

Следует отметить, что разграничение потребностей по данным  признакам сложная задача, а классификация в значительной мере условна.

Признаком в соответствии с которым могут быть классифицированы потребности, является и степень их количественной определенности. По этому признаку выделяют  абсолютные, действительные и платежеспособные потребности.

Абсолютные потребности в количественном отношении практически безграничны, т.е. они не ограничены ни ресурсными возможностями производства, ни платежеспособностью населения. Абсолютные потребности в конкретных благах и услугах могут быть существенно выше возможных на данном этапе и даже ожидаемых в  перспективе размеров их производства ресурсов для их удовлетворения. Абсолютные потребности – первый иерархический  уровень, они представляют идеальный, внутренне побуждающий мотив, существуют на протяжении всей истории человечества и являются стимулом развития производства. Они абстрактны по  отношению к конкретным потребительским стоимостям (потребность в пище, в информации, в духовном развитии и т.д.).

Действительные потребности – второй иерархический уровень – имеют относительный характер и отражают «вещевые» потребности, т.е. потребности в реальных услугах и предметах. Действительные потребности выступают как потребности, сформировавшиеся в рамках сложившегося уровня развития экономики. Они определяются масштабами развития производства и ограничиваются этими масштабами.

Платежеспособные потребности – это потребности, обеспеченные денежным эквивалентом и ограниченные платежеспособными возможностями потребностей. Платежеспособные потребности – третий иерархический уровень – они ограничены реально существующей товарной  массой, доходами населения, ценами на товары и т.д. Платежеспособные потребности выражаются в спросе, который имеет две стороны – платежеспособную и потребительную. творчестве, эстетическом наслаждении, познании окружающего мира и т.д.).

 

Изменение величины спроса под влиянием динамики цены обладает еще одним удивительным свойством, получившим название «ценовая эластичность спроса». Речь идет о мере ответной реакции величины спроса на изменение цены. Если небольшое изменение цены вызывает значительное изменение величины спроса, то такой спрос получил название «эластичного спроса»; если даже очень большое изменение цены лишь ненамного изменяет величину спроса, то такой спрос получил название «неэластичного».

При неэластичном спросе продавец не склонен снижать цены, так как потери от этого снижения вряд ли будут компенсированы ростом величины спроса. Вот поэтому неэластичный спрос выступает фактором потенциального роста цен. Высокоэластичный же спрос означает крайнюю чувствительность величины спроса к минимальному изменению цены. Это означает, что эластичный спрос выступает фактором потенциального снижения цен

В каком же соотношении находятся «эластичность» и «неэластичность» спроса? Практика показывает, что величина спроса всегда реагирует на изменение цены. А если к тому же учесть конкурентные возможности производства, фактор времени, взаимосвязь между ценами на все товары и фиксированность дохода потребителей, то закон спроса можно выразить так: в диапазоне возможных цен спрос бывает только эластичным (мы говорим только о диапазоне «возможных» цен потому, что «невозможные» цены, убивающие спрос, разрушают и саму рыночную экономику).

Экономический прогресс состоит, в частности, и в росте числа тех товаров, спрос на которые характеризуется высокой эластичностью. И чем выше доля высокоэластичных товаров в структуре совокупного продукта, тем свободнее поведение и рациональнее выбор покупателя.