Маркетинговые информационные системы (МИС) (MIS - Marketing Information Systems) состоят из людей, оборудования и процедур сбора, оценки и распределения своевременной и точной информации, необходимой для принятия маркетинговых решений.

Функциональная модель МИС включает системы:

  • Внутренней и внешней информации;
  • Маркетинговых исследований;
  • Анализа маркетинговой информации;
  • Планирования маркетинговой деятельности;
  • Основные маркетинговые категории;
  • Интерактивный информационный контур.

Система внутренней информации МИС – совокупность постоянно функционирующих приемов и ресурсов, позволяющих получать текущую информацию о событиях, происходящих внутри предприятия.

Система внешней информации совокупность постоянно функционирующих приемов и ресурсов, позволяющих получать текущую информацию о событиях, происходящих во внешней среде предприятия.

Система маркетинговых исследований – совокупность постоянно функционирующих приемов и ресурсов, позволяющих получать дополнительную информацию, необходимую для принятия ответственных управленческих решений.

Аналитическая маркетинговая система – совокупность постоянно функционирующих приемов и ресурсов (моделей и алгоритмов), необходимых для анализа различных видов маркетинговой информации и принятия управленческих решений.

Система планирования маркетинга – совокупность постоянно функционирующих приемов и ресурсов, используемых для определения целей, стратегий, а также тактических мероприятий в области маркетинга.

Система маркетинговых категорий включает потребительские оценки, показатели лояльности и приверженности покупателей, конкурентоспособность и качество продукции.

Интерактивный информационный контур состоит из трех находящихся во взаимосвязи элементов:

  • Комплекс маркетинга;
  • Информационный сайт;
  • Целевой рынок.

Информационные процессы МИС можно представить в следующей логической последовательности:

  • Получение и обработка внутренней информации;
  • Получение и обработка внешней информации;
  • Проведение маркетинговых исследований;
  • Анализ маркетинговой информации;
  • Планирование маркетинговых мероприятий;
  • Информационное обеспечение переменных комплекса маркетинга с помощью сайта предприятия в Интернете;
  • Определение значений основных маркетинговых категорий.

Под маркетинговой информацией понимают совокупность сведений, характеризующих рынок и его отдельные элементы: товарное предложение, спрос и цены, их соотношения, оцененные во времени и пространстве.

Все источники маркетинговой информации делятся:

  • Вторичные;
  • Первичные.

Вторичная информация – информация уже существующая, собранная ранее для целей других целей. Бывает:

  • Внутренняя – отчеты о прибыли и убытках, балансовые отчеты;
  • Внешняя – издания государственных учреждений, книги.

Достоинства вторичной информации:

  • Относительная дешевизна;
  • Быстрота получения информации;
  • Часто имеется несколько источников информации, что позволяет сравнить данные;
  • Информация, как правило, достоверна, так как собирается из независимых источников;
  • Помогает в ситуациях, когда требуется предварительный анализ;
  • Некоторые данные (например состояние экономики страны в целом) фирма не в состоянии получить самостоятельно.

Недостатки вторичной информации:

  • Может не подходить для целей проводимого исследования в силу своей неполноты, слишком общего характера;
  • Информация может быть устаревшей;
  • Методология, положенная в основу сбора данных, может быть неизвестной;
  • Могут публиковаться не все результаты исследования, что связано с нежеланием дать информацию конкурентам;
  • Данные могут быть противоречивыми;
  • Надежность информации не всегда известна.

Первичная информация – данные, собранные впервые для конкретной цели.

Достоинства первичной информации:

  • Данные собираются в соответствии с поставленными целями;
  • Сведения являются наиболее оперативными;
  • Методология сбора данных известна;
  • Результаты доступны для предприятия и недоступны для конкурентов;
  • Отсутствуют противоречивые данные из различных источников;
  • Надежность информации;
  • Единственный способ получить необходимые сведения, если вторичная информация не отвечает на все вопросы.

Недостатки первичной информации:

  • Большие временные затраты;
  • Дороговизна;
  • Сложность;
  • Необходимо наличие компетентных специалистов.