Базовые стратегии развития:

1.   Стратегию ограниченного роста – стратегия, которой следует большинство организаций. Применяется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация удовлетворена в основном своим положением. Этот путь удобный, легкий и наименее рискованный. Если фирма была прибыльна в прошлом, придерживаясь стратегии ограниченного роста, она, скорее всего, будет оставаться прибыльной и в будущем;

2.   Стратегия роста – осуществляется путем постоянного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего периода. Она применяется в динамично развивающихся областях промышленности с быстро изменяющимися технологиями;

3.   Стратегия сокращения или стратегия последнего средства выбирается предприятием реже всего и для неё характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в прошлом;

4.   Комбинированная стратегия представляет собой любое сочетание рассмотренных альтернатив – ограниченного роста, роста и сокращения.

Альтернативные стратегии развития предприятия:

1.   Стратегия роста может осуществляться путём приобретения другого предприятия – внешний рост, или путём значительного расширения ассортимента выпускаемой продукции – внутренний рост.

2.   Стратегия сокращения имеет следующие альтернативы:

  • Ликвидация – самый радикальный вариант, когда предприятие перестаёт существовать;
  • Отсечение лишнего, при котором предприятие ликвидирует или перепрофилирует свои неэффективные подразделения.