Звеном в управлении предприятием является подразделение маркетинга (служба, отдел), которое возглавляет директор по маркетингу.

Организационная структура управления маркетингом рассматривается как система взаимосвязанных, согласованно действующих элементов, выполняющих в системе управления предприятием функции управления маркетингом.

Типы структур управления маркетингом:

1. Функциональная организация – деятельность специалистов в подразделениях маркетинга организована исходя из функций маркетинга, которые они выполняют (маркетинговые исследования, сбыт, реклама);

2.    Географическая организация – специалисты по маркетингу сгруппированы по отдельным географическим районам;

3.    Продуктовая (товарная) организационная – специалисты по маркетингу сгруппированы по отдельным продуктам и отвечают за их разработку;

4.    Рыночная организация – специалисты по маркетингу сгруппированы по отдельным рынкам и отвечают разработку стратегий и планов на своих рынках;

5.    Функционально-рыночная организация – организационная структура управления маркетингом, в которой функциональные маркетинговые службы предприятия вырабатывают и координируют осуществление некоторых единых для предприятия целей и задач маркетинга. В то же время за разработку и реализацию стратегий и планов маркетинга для определенных рынков отвечают управляющие, ответственные за работу на этих рынках;

6.    Продуктово-рыночная организация реализуется, когда имеются как управляющие отдельными продуктами, так и управляющие отдельными рынками;

7.    Матричная структура управления применяются в случае, когда требуется сосредоточить ресурсы на решении особо важных для предприятия проблем, например, выход на рынок с новой продукцией.

Схема

Достоинства

Недостатки

Функциональная

  • Простота управления;
  • Описание обязанностей сотрудника;
  • Функциональная специализация и рост квалификации кадров
  • Отсутствует управление маркетингом конкретных товаров;
  • Отсутствует управление маркетингом на конкретных рынках

Товарная

  • Полный маркетинг каждого товара;
  • Более глубокое изучение специфики потребностей рынка и удовлетворение их
  • Увеличение затрат и расширение обязанностей у сотрудников затрудняет рост их квалификации
  • Наличие дублирующих друг друга подразделений

Рыночная

  • Высокая координация служб при внедрении на рынок;
  • Разработка комплексной программы внедрения на рынок;
  • Более достоверный прогноз рынка
  • Сложная структура;
  • Низкая степень специализации деятельности;
  • Дублирование функций;
  • Плохое знание товарной номенклатуры;
  • Отсутствие гибкости

Товарно-рыночная

  • Хорошая организация работы при внедрении на рынок;
  • Разработка комплексной программы внедрения на рынок;
  • Более достоверный прогноз рынка;
  • Хорошее знание товара
  • Высокие управленческие издержки;
  • Возможность конфликта между различными службами при решении вопросов по одному и тому же рынку