Товарная политика представляет собой комплекс мероприятий по формированию конкурентных преимуществ товара.

Цели товарной политики:

  • Обеспечение прибыли;
  • Увеличение товарооборота;
  • Приумножение доли рынка, на котором действует фирма;
  • Снижение расходов на производство;
  • Повышение имиджа;
  • Снижение рисков.

Задачи товарной политики:

  • Обеспечить формирование оптимального ассортимента;
  • Поддерживать конкурентоспособность товаров на заданном уровне;
  • Адаптировать ассортиментный набор к требованиям рынка (покупателей);
  • Находить для товаров перспективные сегменты и ниши;
  • Способствовать разработке товарных знаков, упаковки, сервиса.

Направления товарной политики:

1.    Формирование товарного ассортимента и номенклатуры – набор товаров, формируемый по определенным признакам и направленный на удовлетворение разнообразных потребностей:

  • Производственный товарный ассортимент – совокупность товарных линий и отдельных товаров, выпускаемых производителем, исходя из его производственных возможностей;
  • Торговый товарный ассортимент – совокупность товарных линий и товаров, формируемая предприятиями торговли с учетом их специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.

2.    Присвоение марочных названий:

  • Товарный знак – обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное). Служит для индивидуализации товаров, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей;
  • Торговая марка – понятие более широкое, чем товарный знак, поскольку аккумулирует в себе все чувства и эмоции, вызываемые у потребителей данным символом;
  • Логотип – часть торговой марки, которую можно опознать, но невозможно произнести (символ, изображение, отличительная окраска). Например, всем известный логотип Nike или Макдональдс.

3.    Создание упаковки – поместив товар в эффектную упаковку, можно обеспечить значительно больший прирост его продаж, чем проведении других маркетинговых мероприятий, в частности рекламы:

  • Упаковка может привлечь внимание потенциальных покупателей, позволяя, при необходимости, ознакомиться основными характеристиками товара, помогает выбрать требуемый товар. Сказанное особенно актуально для магазинов розничной торговли, работающих на принципах самообслуживания;
  • Упаковка может создать удобство в потреблении товара, обеспечить приятный внешний вид, подчеркнуть его престижность;
  • Упаковка позволяет покупателю быстро выбрать товар нужной ему марки или соответствующей фирмы;
  • Упаковка может обеспечить определённые выгоды покупателю.

4.    Организация сервисного обслуживания – системы обслуживания покупателя, позволяющей обеспечить оптимальное потребление товара в течение периода, приемлемого для потребителя:

  • Предпродажный;
  • Послепродажный:

Ø  Гарантийный;

Ø  Послегарантийный.