Суть целенаправленной ценовой политики заключается в установлении на товары таких цен, чтобы варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, овладеть его максимальной возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические задачи.

Внутренние факторы определения цены:

  • Реклама (чем удачнее и оригинальнее реклама, тем цена товаров производителя выше);
  • Специфика производимой продукции (чем выше степень ее обработки, чем уникальное качество, тем цена выше);
  • Особенности производственного процесса (продукция мелкосерийного и индивидуального производства имеет более высокую себестоимость, а товары массового производства имеют относительно низкие затраты и не столь высокую цену);
  • Рыночная стратегия и тактика производителя (ориентация на один или несколько рыночных сегментов);
  • Специфика жизненного цикла товара (ЖЦТ);
  • Мобильность производственного процесса;
  • Длительность продвижения товара по цепочке от производителя до потребителя;
  • Организация сервиса при продаже и в последующем периоде;
  • Объем рынка;
  • Имидж производителя, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Внешние факторы определения цены:

  • Политическая стабильность страны-производителя и государств, в которых сбывается продукция предприятия;
  • Отсутствие на свободном рынке каких-то необходимых ресурсов (трудовых, материальных, финансовых);
  • Характер регулирования экономики государством;
  • Уровень и динамика инфляции;
  • Объем и отличительные черты существующего и перспективного покупательного спроса;
  • Наличие и уровень конкуренции между производителями однородной продукции;
  • Принцип распределения прибыли;
  • Принцип ценообразования.

Принципы ценообразования:

  • Принцип целевой направленности цен предполагает необходимость определения конкретных экономических и социальных задач, которые предприятие будет решать в результате использования выбранного подхода к ценообразованию;
  • Принцип непрерывности процесса ценообразования – продукция на каждом этапе ее изготовления имеет свою цену и в реальной рыночной ситуации вносятся постоянные изменения в уровень действующей на рынке системы цен, а с развитием рыночных отношений этот процесс становится динамичнее;
  • Принцип единства процесса ценообразования и контроля над соблюдением цен – предполагает проверку правильности применения установленных законодательством правил ценообразования.

С точки зрения целей деятельности, можно выделить следующие подходы к ценообразованию:

  • Максимизация прибыли в долгосрочном плане;
  • Максимизация прибыли в краткосрочном плане;
  • Увеличение показателя рыночной доли;
  • Сохранение статуса ценового лидера в отрасли;
  • Препятствие появлению новых конкурентов;
  • Сохранение лояльности со стороны торговых посредников;
  • Улучшение имиджа предприятия;
  • Улучшение продаж «слабых» продуктов;
  • Предотвращение «ценовых войн».