Выражение «public relations» (связи с общественностью) впервые употребил американский президент Т. Джефферсон в 1807 г.

«Public relations» (PR) – одна из функций управления, способствующая созданию и поддержанию доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью.

Цели PR:

  • Повышение имиджа и репутации фирмы;
  • Повышение взаимопонимания общественности и компании;
  • Привлечение внимания к товару и к фирме;
  • Приумножение доли рынка, на котором действует фирма.

Задачи PR:

  • Оценка воздействия фирмы на общественное мнение, отслеживая сообщения печати, радио и телевидения;
  • Выявление проблем в понимании деятельности фирмы и ликвидация этого несоответствия через принятие мер по исправлению ошибок в заявлениях или выступление с соответствующими опровержениями;
  • Формирование «общественного лица» фирмы на основе исследований общественного мнения и заблаговременного предвидения его реакции и тенденций;
  • Формирование внутренней корпоративной культуры, опираясь на изучение взглядов и ценностей людей, с которыми организация работает.

Функции PR:

  • Установление взаимопонимания и доверительных отношений между организацией и общественностью;
  • Создание положительного образа организации;
  • Сохранение репутации организации;
  • Создание у сотрудников организации чувства ответственности и заинтересованности в делах предприятия;
  • Расширение сферы влияния организации средствами соответствующей пропаганды и рекламы.

Методы PR:

  • Организация мероприятий для журналистов — подготовка материалов для печати (информационные сообщения или пресс-релизы), по которым затем пишутся статьи, очерки и репортажи; пресс-конференции и приемы; ответы на запросы прессы; ответы на редакционную почту, оплачиваемые статьи;
  • Организация мероприятий для внутренних аудиторий – мероприятия, поддерживающие корпоративную культуру; выпуск внутренних газет; организация внутренних мероприятий по случаю торжественного события;
  • Организация мероприятий для широкой общественности – организация посещений объектов; телефонные переговоры; подготовка информационных выпусков на радио или телевидении, организация дискуссионных клубов, встреч и обсуждений; выпуск годовых отчетов; размещение информации в Интернете; прямая рассылка информационных материалов или материалов престижного характера.

Характеристики PR:

  • Некоммерческий характер передаваемой информации (формирование репутации, а не спроса);
  • Ориентация на долгосрочные отношения;
  • Открытость и достоверность;
  • Организация обратной связи;
  • Непредсказуемость последствий.