Доля рынка — показатель, отражающий результативность деятельности предприятия на рынке. Рассматривается как отношение V реализации фирмы к общему V продаж на рынке и умножается на 100%. ДРФ=Р/ОП * 100%. р – объём реализованной продукции ОП – общий объём продаж.
В качестве базы может быть выбран действительный/обслуживающий рынок. Существует также показатель относительной доли рынка. Он рассчитывается по отношению к основным конкурентам фирмы на рынке.
1. Если доля рынка находится на уровне 2-3 крупных конкурентов или превышает ее, то доля рынка оценивается как высокая.
2. Если доля равна средней доле конкурентов, то доля фирмы оценивается как средняя.
3. Если доля несколько ниже=>доля считается пониженной.
С ростом доли рынка позиции предприятия выглядят более устойчивыми и приводят к росту прибыли. Доля рынка м. уменьшаться по следующим причинам:
1. Уменьшение V реализации вызвано уменьшением спроса на товар.
2. Рост потенциала рынка => необходимо развивать производство, чтобы не уступать часть рынка конкурентам.
Насыщенность рынка
Характеризует перспективы изменения спроса: Нр=Пт/П где
П — общее число потребителей
Пт – число потребителей, приобретающих товар.
Если Нр>80% — то рынок бесперспективный.