Товарная политика представляет собой комплекс мероприятий по формированию конкурентных преимуществ товара.
Цели товарной политики:
- Обеспечение прибыли;
- Увеличение товарооборота;
- Приумножение доли рынка, на котором действует фирма;
- Снижение расходов на производство;
- Повышение имиджа;
- Снижение рисков.
Задачи товарной политики:
- Обеспечить формирование оптимального ассортимента;
- Поддерживать конкурентоспособность товаров на заданном уровне;
- Адаптировать ассортиментный набор к требованиям рынка (покупателей);
- Находить для товаров перспективные сегменты и ниши;
- Способствовать разработке товарных знаков, упаковки, сервиса.
Направления товарной политики:
1. Формирование товарного ассортимента и номенклатуры – набор товаров, формируемый по определенным признакам и направленный на удовлетворение разнообразных потребностей:
- Производственный товарный ассортимент – совокупность товарных линий и отдельных товаров, выпускаемых производителем, исходя из его производственных возможностей;
- Торговый товарный ассортимент – совокупность товарных линий и товаров, формируемая предприятиями торговли с учетом их специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.
2. Присвоение марочных названий:
- Товарный знак – обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное). Служит для индивидуализации товаров, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей;
- Торговая марка – понятие более широкое, чем товарный знак, поскольку аккумулирует в себе все чувства и эмоции, вызываемые у потребителей данным символом;
- Логотип – часть торговой марки, которую можно опознать, но невозможно произнести (символ, изображение, отличительная окраска). Например, всем известный логотип Nike или Макдональдс.
3. Создание упаковки – поместив товар в эффектную упаковку, можно обеспечить значительно больший прирост его продаж, чем проведении других маркетинговых мероприятий, в частности рекламы:
- Упаковка может привлечь внимание потенциальных покупателей, позволяя, при необходимости, ознакомиться основными характеристиками товара, помогает выбрать требуемый товар. Сказанное особенно актуально для магазинов розничной торговли, работающих на принципах самообслуживания;
- Упаковка может создать удобство в потреблении товара, обеспечить приятный внешний вид, подчеркнуть его престижность;
- Упаковка позволяет покупателю быстро выбрать товар нужной ему марки или соответствующей фирмы;
- Упаковка может обеспечить определённые выгоды покупателю.
4. Организация сервисного обслуживания – системы обслуживания покупателя, позволяющей обеспечить оптимальное потребление товара в течение периода, приемлемого для потребителя:
- Предпродажный;
- Послепродажный:
Ø Гарантийный;
Ø Послегарантийный.