Критерии сегментации — это показатель того, насколько верно фирма выбрала тот или иной рынок для своей деятельности. Выделяют следующие критерии сегментации:
1. Количественные границы (емкость сегмента) — позволяют определить, сколько товара и какой стоимости может быть реализовано скольким реальным и потенциальным потребителям, какова площадь сегмента и какие ресурсы необходимо задействовать для работы на данном сегменте.
2. Доступность сегмента — есть ли возможность получить каналы распределения сбыта; наличие магазинов, складов, пунктов переработки.
3. Информационная насыщенность сегмента — можно ли получить необходимую рыночную информацию для создания банка данных по сегменту.
4. Существенность сегмента — определение прочности выделяемой группы потребителей в отношении покупки данного товара.
5. Прибыльность сегмента (норма прибыли) — доход на вложенный капитал, размер дивиденда на акцию, прирост общей массы предприятия.
6. Защищенность от конкуренции.
Признаки сегментации — это показатели способа выделения данного сегмента на рынке.
Схема сегментации товаров потребительского назначения.
Социально-демографические признаки |
Экономические признаки |
Географические признаки |
Психологические признаки |
Политические признаки |
Потребительские признаки |
Национальность, религия, пол, возраст, семейное положение, число детей, социальная группа, образование, профессия, характер трудовой деятельности, культурные традиции, увлечения |
Доход на душу населения, уровень обеспеченности жильем, размер сбережений, стоимость имущества, наличие подсобного хозяйства |
Часть света, страна, регион, город, сельская местность, природно-климатическая зона |
Отношение к товару, отношение к новому, отношение к рекламе, отношение к здоровью, отношение к преступности |
По типам власти в стране, по политической принадлежности |
Цена, качество, сервис, экономичность, дизайн, марка, уровень профессионализма в потреблении |