Экономическое пространство предприятия представляет собой определенный набор типовых ситуаций, при котором возможет свободный обмен товарами и услугами между производителями и потребителями. Можно выделить три параметра, которые дают представление о пространстве возникающих ситуаций: 1) вид предлагаемого товара; 2) количество участников экономических процессов; 3) структура процесса обмена.
1. Вид предлагаемого товара. Практика показывает, что в зависимости от товара могут быть представлены следующие виды рынков: 1) потребительский рынок; 2) рынок средств производства; 3) рынок перепродаж; 4) государственный рынок; 5) финансовый рынок.
Виды рынка в зависимости от вида товара.
Вид рынка |
Вид товара |
Цель покупки |
Лицо, принявшее решение |
Вид или место сделки |
1. Потребительский рынок ( K — рынок) |
Товары краткосрочного или длительного пользования, услуги |
Удовлетворение потребностей, получение максимальной полезности |
Индивидуум, семья, группа потребителей |
Магазин, рынок |
2. Рынок средств производства (P — рынок) |
Здания, земля, средства производства, материалы, полуфабрикаты |
Максимизация прибыли через эффективное их использование |
Предприниматель, представитель организации по договоренности |
Прямой договор, оптовый магазин, биржа |
3. Рынок перепродаж (G — рынок) |
Товары широкого потребления для последующей перепродажи товара |
Максимизация прибыли через покупку по выгодной цене |
Предприниматель, представитель организации по договоренности, группа потребителей |
Прямой договор, товарная биржа, ярмарка, оптовый магазин |
4. Государственный рынок (S — рынок) |
Инвестиционные товары, товары широкого потребления, средства производства, услуги |
Удовлетворение социальных потребностей, интересов обороны, государственной политики, поддержание курса национальной валюты |
Группа государственных лиц, представители организации по договоренности |
Государственный заказ, конкурс, специализированные магазины |
5. Финансовый рынок (F- рынок) |
Ценные бумаги, валюта, кредитные ресурсы |
Получение дополнительной прибыли за счет использования собственных накоплений |
Индивидуум, семья, группа потребителей, предприниматель, представитель организации по договоренности |
Банки, фондовые биржи. |
2. По количеству участников на рынке выделяют три основные формы: 1) полипольный или массовый рынок; 2) олигопольный (более 10 участников); 3) монопольный (1-2 участника).
Виды рынка в зависимости от количества участников.
Спрос Предложение |
Много |
Несколько |
Один |
Много |
Полновесная конкуренция (П -рынок) |
Олигопольный по спросу |
Монопольный по спросу |
Несколько |
Олигопольный по предложению |
Двухсторонняя олигополия (О — рынок) |
Ограниченная монополия по спросу |
Один |
Монополия производителя |
Ограниченная монополия производителя |
Двухсторонняя монополия (М — рынок) |
3. По структуре процесса обмена ситуация на рынке описывается сочетанием двух основных параметров: насыщенности рынка и способами покрытия потребностей.
По насыщенности рынка выделяют:
1) рынок насыщенный (Н — рынок) — если товар постоянно присутствует в продаже;
2) рынок дефицитный (Д — рынок).
Понятие насыщенности рынка присуще только для товаров, которые может приобрести средний потребитель, для товаров роскоши это понятие не применяется.
По способу покрытия потребностей различают:
1) глобальный рынок (Г — рынок) — одна фирма пытается удовлетворить все потребности;
2) сегментированный рынок (С — рынок) — несколько или много фирм производят одноименные товары или услуги и за счет этого покрываются все потребности.
3. СХЕМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ФОРМУЛА.
В соответствии с выше изложенным схематически экономическое пространство предприятия можно изобразить следующим образом.
![]() |
Сегментированный СД
Глобальный ГД Д
![]() |
Сегментированный СН
Глобальный ГН Н
Вид товара
М
K P G S F О
П
Зубная паста: К -П -СН