Общепринятое определение товара – это продукт труда, произведенный для реализации, продажи.
С позиции маркетинга можно сказать так:
товар – это набор свойств, которые обеспечивают человеку получение определенных выгод за его деньги. Товаром могут быть физические объекты, выполненные работы, услуги, идеи. В понятие товар в маркетинге включено не только само изделие, но и все его составляющие: цвет, внешний вид, дизайн, специфическая упаковка, марочное название, этикетка.
При производстве товара производитель может предусмотреть предоставление дополнительных услуг: кредитование, доставку на дом, послепродажное обслуживание. Кроме того, товар должен быть снабжен необходимой документацией по его установке и обслуживанию.
Товары классифицируются по различным признакам.
Классификационные признаки:
- по степени долговечности:
— длительного пользования (холодильники, стиральные машины, автомобили)
— кратковременного спроса (стиральный порошок, мыло, зубная паста)
- по назначению (использованию):
— потребительские товары или товары массового спроса (газеты, журналы)
— товары производственного назначения (станки, материалы, инструмент)
- по покупательному спросу:
— повседневного спроса ( хлеб, молоко)
— предварительного выбора мебель, телевизоры, радиоаппаратура, одежда)
— особого спроса (модные товары, марочные вина)
— пассивного спроса (страхование мебели, дома; облигации госзайма)
- по темпам роста рыночного спроса:
— выходящие на рынок впервые («трудные дети» или «дикие кошки»)
— повышающегося спроса («звезды» или цветы)
— приносящие большую прибыль («дойные коровы» или «деревья плодоносящие золотыми плодами»)
— понижающегося спроса («изгоняемые собаки» или «неудачники»)
5. Нередко предприятия оказываются в ситуации, когда его продукция не отличается от продукции других фирм. При ее изготовлении требуется соблюдение определенных стандартов. Такой товар называется стандартизированным ( с/х продукция, металл).
- Предприятие может производить оригинальный товар. Такой товар называют дифференцированным
(новые модификации автомобилей, теле и радио аппаратура, одежда). - Товары, способные удовлетворять одни и те же потребности покупателя, называют взаимозаменяемыми или альтернативными (чай — кофе, масло-маргарин).
- Товары, дополняющие друг друга (магнитофон и кассета, фотоаппарат и фотопленки).
Параметры товара
При классификации товара выделяют объективные параметры:
1. собственно товары (материал, вес, цвет, размер, внешний вид, силуэт, запах, вкус, конструкции, наличие дефектов);
2. рыночные характеристики (цена, конкурентоспособность, широта выбора, удобство транспортировки, привлекательность);
3. условия потребления (прочность, простота ухода, срок службы).