Принципы выборочных опросов и проблемы формирования выборки.

Принципы выборочных опросов и проблемы формирования выборки.

Использование количественных методов исследования (опрос иего разновидности) предполагает предварительное построение выборки.

Выборка — часть генеральной совокупности (т.е. всего объекта исследования), в которой интересующий нас признак распределяется по тому же закону, что и в самой генеральной совокупности. Выборка — это способ формирования группы непосредственных единиц исследования.

Главное требование к выборке — репрезентативность. Выборка должна представлять генеральную совокупность.

Тип и способ выборки прямо зависят от целей и задач исследования. Чем конкретнее цель и яснее сформулированы задачи, тем правильнее будет решен вопрос о выборке.

Случайная выборка — каждый элемент генеральной совокупности имеет одинаковую вероятность быть выбранным. Приемы: как лотерейный метод и/или таблицу случайных чисел. С помощью этого типа выборки проводится большинство телефонных опросов и опросов по каким-либо спискам (например, избирательным спискам, адресным спискам, спискам студентов и т.д.). Для построения случайной выборки список всех элементов генеральной совокупности обязателен.

Систематическая выборка — процедура отбора каждого n-го элемента из списка элементов генеральной совокупности. По этому принципу формируются разного рода адресные выборки, например — квартирные, когда квартиры для проведения анкетирования/интервьюирования отбираются по определенной схеме (первая от лифта, первая слева, и т.д.)

Квотная выборка формируется на основе определенных параметров (квот) — например, социально-демографических характеристиках индивидов, половозрастных, профессиональных и пр. (например, опрос студентов первого курса гуманитарных специальностей). Этот тип выборки применяется, как правило, в случае небольшой генеральной совокупности.

Спонтанная (стихийная) выборка — этот тип выборки, респонденты для которой отбираются случайным образом или с определенным шагом, например — в местах массовых скоплений. Используется при уличных опросах в местах массового скопления людей (у развлекательных центров, у входа/выхода из крупных организаций и т.д.).

Важным понятием, связанным с применением количественных методов, является ошибка выборки, определяющая надежность результатов исследования.

Ошибка может быть систематической — тогда, когда она заложена в саму процедуру отбора респондентов, и случайной, которая неизбежно возникает в силу того обстоятельства, что опрошена не вся генеральная совокупность, однако всегда может быть рассчитана и представлена.

Повышенная надежность допускает ошибку выборки до 3%, обыкновенная — до 3 — 10%, приближенная — от 10 до 20%, ориентировочная — от 20 до 40%.

При квотных выборках на внутренних исследованиях ошибка выборки не закладывается.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *