Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Ø «неличное представление информации» означает, что производитель предлагает свой товар через посредническое звено, например средства массовой информации.
Ø реклама всегда имеет целью стимулирование спроса на товар или услуги, о которых она сообщает потенциальным покупателям. Реклама преследует коммерческую цель.
Классификация рекламы
§ товарная (информирует покупателя об особенностях и достоинствах товаров и услуг; пробуждает к ним интерес);
§ престижная (фирменная, корпоративная) (представляет достоинства фирмы, выгодно отличающие ее от конкурентов).
По характеру и особенностям рекламного продукта, жизненного цикла товара и задач, которые ставятся перед рекламой на конкретном этапе: информативная; увещевательная; напоминающая; подкрепляющая.
По распространению рекламного обращения реклама бывает:
- прямая (распространение агентами по рекламе спецлитературы непосредственно потенциальным клиентам; распространение материалов по почте; работа с клиентами по телефону);
- безличная (массовая) (реклама в прессе; печатная реклама; телевизионная и радиореклама; наружная реклама; реклама на транспорте; сувенирная реклама и др.).
По средствам информации
- Классическая реклама (телевидение, радио, периодические печатные издания). Носит опосредованный характер, т.к. обращается к широкой аудитории через технические средства информации.
- Реклама в местах продаж (плакаты, стенды, листовки, проспекты, демонстрация образцов).
- Индивидуализированная реклама (буклеты, письма, проспекты). Носит адресный характер.
- Реклама в новых средствах информации (Интернет, электронная почта, факс, бегущая строка).
По форме рекламирования продукта (по психологическому воздействию)
- Информационная реклама. Рассказывает о свойствах и качествах продукта.
- Убеждающая реклама. Стимулирует к покупке, демонстрируя выгоду покупателя.
- Эмоциональная реклама. Концентрируется на пробуждении симпатий к продукту, широко используется психологические аспекты воздействия на потребителя.
Понятие рекламной коммуникационной системы (РКС) дает полное представление об основных субъектах, действующих на рекламном рынке, их взаимосвязи. ЭЛЕМЕНТЫ:
Заказчики рекламы (рекламодатель, спонсор) — все субъекты рынка, которые готовы давать заказ на изготовление рекламного продукта и нести расходы по его созданию.
Рекламная индустрия — рекламопроизводителей (творческие, исследовательские, производственные фирмы), результатом работы которых является рекламный продукт, и рекламораспространителей (размещающие и коммуникационные фирмы), которым этот продукт передается для размещения в СМИ, чтобы донести его до рекламопотребителя.
Получатели рекламы — все потребители товаров/услуг, относящиеся к различным целевым группам.
Исходная информация — необходимые материалы, получаемые рекламопроизводителем от рекламодателя.
Рекламный продукт — рекламное обращение, готовое для передачи по каналам распространения рекламы.
5.Основные каналы распространения рекламы.
Ø Телевизионная реклама
Телевизионная реклама предназначена для рекламирования товаров массового спроса невысокой ценовой категории. Это самая дорогая и эффективная реклама. Самая распростанённая телевизионная реклама — это рекламные ролики. Движущее изображение и звук наиболее эффективны как для воздействия, так и для восприятия.
Основные преимущества и недостатки телевидения составляют: воздействие на чувства сочетанием изображения звука, цвета, движения; массовость, высокая степень привлечения внимания; но высокая стоимость, перегруженность рекламой, мимолетность рекламного контакта, меньшая избирательность аудитории.
Ø Наружная реклама и реклама на транспорте:
Все возможные щитовые и панельные конструкции; места на наружных и внутренних поверхностях любого вида транспорта; специально выделенные места на железнодорожных вокзалах, крытых автобусных остановках; на общественных объектах или оборудовании, включая стеклянные короба; электрические световые надписи; вывески магазинов….
1. Наружная реклама: гибкость, высокая частота повторных контактов, невысокая стоимость, слабая конкуренция, но отсутствие избирательности аудитории, ограничения творческого характера.
2. Реклама на транспорте: низкая стоимость, высокая частота повторных контактов, гибкость, слабая конкуренция; но малая избирательность аудитории, краткость рекламного контакта.
Ø Реклама по радио
Рекламные объявления, размещенные в соответствующих радиопрограммах, охватывают значительный процент заданной аудитории потребителей, независимо от того, где они находятся — на работе, на отдыхе, в пути. Радиореклама оперативна и имеет невысокую стоимость. Вместе с тем в процессе восприятия рекламных обращений, транслируемых по радио, не участвует зрение, через которое человек получает до 90% информации.
Особенности: массовость, низкая стоимость, высокая географическая и демографическая избирательность; но воздействие только звуком, краткость рекламного контакта, более низкая, чем у телевидения, степень привлечения внимания.
Ø Реклама в прессе
Реклама в газетах дешевле телевизионной. Вместе с тем качество воспроизведения рекламных оригиналов в газетах обычно невысокое. Рекламные объявления менее привлекательны, и каждое издание имеет одновременно много таких объявлений, в связи с чем воздействие любого из них в отдельности снижается.
Особенность прессы: оперативность, массовость, гибкость, широкое признание, высокая достоверность; но кратковременность существования, низкое качество полиграфического исполнения, малая аудитория "вторичных" читателей.
Ø Реклама в интернете
Широта охвата, относительно низкая стоимость, высокое качество объявлений, может быть направлена на более нужную целевую аудиторию….
Ø Директ мейл — прямая почтовая реклама
Преимущества директ мейл: Высокая избирательность аудитории. Отсутствие рекламы конкурентов. Личностный характер и определённая гибкость.
Недостатки директ мейл: Относительно высокая стоимость.
Другие каналы распространения — почтовая реклама, внутренняя (англ. indoor —находящийся внутри дома) реклама, выставочные мероприятия — более специализированы и чаше используются в отдельных конкретных случаях распространения рекламы, например, когда речь идет о промышленной (профессиональной) рекламе.