Домохозяйство — это все обитатели единицы жилья, ведущие общее хозяйство. Домохозяйство — основная единица потребления для большинства потребительских товаров. Образцы потребления каждого из членов домохозяйства взаимозависимы.
Понятия «семья» и «домохозяйство» отличаются, хотя иногда используются взаимозаменяемо.
Семья — это группа двух или более людей, связанных кровным родством, браком или усыновлением и живущих вместе.
Нуклеарная семья — это группа, состоящая из отца, матери и ребенка (детей), живущих вместе. В частности, это семья с одним из родителей, образовавшаяся в результате развода или смерти другого родителя.
Расширенная семья — это нуклеарная семья плюс другие родственники, такие как бабушки, дедушки, дяди и тети.
Домохозяйство в сравнении с семьей становится все более значимой для маркетологов единицей анализа в развитых странах. Это вызвано ростом распространения несемейных домохозяйств.
Несемейные домохозяйства составляют люди, живущие одни, или люди, не связанные родственными отношениями или браком.
Принятие решения домохозяйством о покупке
Потребительское решение домохозяйства предполагает исполнение, по меньшей мере, пяти ролей. Одна роль может выполняться несколькими членами домохозяйства. Один человек может совмещать несколько ролей.
Инициатор/сборщик информации — этот человек, заинтересованный в продукте, осведомленный о нем и собирающий информацию об атрибутах потенциальной покупки. Он инициирует в домохозяйстве обсуждение возможной покупки.
Влиятель — индивидуум, влияющий на учитываемые критерии и спектр оцениваемых альтернатив продуктов или марок.
Решатель или лицо, принимающее решение. Он имеет финансовый авторитет/власть выбора
Покупатель
Пользователь
Решения, принимаемые супругами домохозяйства, классифицируются на четыре основные группы по критерию доминирования:
- доминируемые мужем,
- доминируемые женой,
- совместные
- индивидуализированные (автономные).