Критерии выбора сегмента рынка

Автор: | 14.11.2016

Критерии выбора сегмента рынка

Сегментирование рынка по группам потребителей

Сегментация рынка по группам потребителей производится в соответствии с факторами (признаками), приведенными в таблице

Факторы (переменные)

Наиболее распространенные значения переменных

Географические

 Регион, адм. деление, численность, плотность, климат

Демографические

 Возраст, пол, размер семьи, этап жизненного цикла семьи, уровень доходов, род занятий, уровень образования, национальность, религия, раса.

Психографические

 Социальный слой, стиль жизни, личные качества

Поведенческие

 Степень случайности покупки, поиск выгод, степень нуждаемости в продукте, степень готовности купить изделие, повод совершения покупки

Сегментирование рынка по группам продуктов

Для повышения конкурентоспособности и правильного определения емкости рынка, помимо сегментации рынка по группам потребителей, производится сегментация рынка по продукту, то есть по наиболее важным для его продвижения на рынке параметрам, при этом используется метод составления функциональных карт (метод двойной сегментации).

Сущность метода заключается в том, что на основе выделенных сегментов рынка по группам потребителей и сопоставления их с различными значениями факторов (функциональных и технических параметров изделия), выбранных для анализа, определяется, какие из параметров более всего подходят для выделенной группы потребителей.

Сегментация рынка по продукту предполагает, что на стадии разработки новой продукции для каждой модели товара:
— учитываются все факторы, отражающие систему потребительских предпочтений и одновременно технические параметры нового изделия, удовлетворяющие запросы потребителей (выделение сегмента рынка по параметру изделия);
— определяются группы потребителей, каждая со своим набором запросов и предпочтений (психографическая сегментация);
— все выбранные факторы ранжируются по степени значимости для каждой группы потребителей (сегментов рынка).

Сегментирование рынка по конкурентам

Сегментирование рынка по основным конкурентам осуществляется на основе оценки конкурентоспособности вашего предприятия относительно конкурентов по следующим факторам:

  • Продукт (Качество, технические параметры, право замены изделия, престиж торговой марки, упаковка и т.п.)
  • Цена (прейскурантная, договорная, свободная, условия кредита, срок платежа и т.п.)
  • Каналы сбыта (форма сбыта, степень охвата рынка, система транспортировки и т.п.)
  • Продвижение продуктов на рынке (реклама, индивидуальная продажа, продвижение продуктов по каналам торговли и т.д.)

Данные, необходимые для такого рода анализа, должны быть предоставлены экономическими службами аппарата управления предприятия, а выставленные оценки — согласованы с мнением специалистов этих служб. Для этого лучше всего сформировать группу из наиболее квалифицированных работников, которые, вместе с руководством предприятия, смогут провести такого рода анализ.

Оценка конкурентоспособности предприятия должна дополняться анализом его слабых и сильных сторон. Руководство предприятия должно получить ответы на следующие вопросы:
— Какие планы существуют у конкурентов в отношение их доли рынка, повышения рентабельности производства и увеличения объема продаж?
— Какой рыночной стратегии придерживаются ваши конкуренты в настоящее время? С помощью каких средств они обеспечивают ее реализацию?
— Каковы их сильные и слабые стороны?
— Каких действий можно ожидать в будущем от нынешних и возможных конкурентов?

Сегментация рынка и по конкурентам, и по потребителям, и по продуктам взаимодополняют друг друга, и все полученные результаты рассматриваются и оцениваются в комплексе. Только в этом случае руководство предприятия сумеет правильно выбрать именно тот сегмент рынка, где предприятие сможет наилучшим образом использовать свои сравнительные преимущества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *