Розничная торговля включает всю предпринимательскую деятельность, связанную с продажей товаров конечным потребителям для личного пользования. Она выполняет ряд важных функций:
- участвует в процессе формирования ассортимента,
- предоставляет информацию потребителям (через продавцов, рекламу и т.д.),
- производит операции с товарами (хранение, сортировка, установление цен и др.),
- совершает сделки купли-продажи (магазины, кредит, доставка).
Розничная торговля классифицируется по собственности, формам и методам торговли. По собственности различают:
- независимого розничного торговца,
- совместные владения несколькими розничными точками,
- контрактные соглашения между производителями и торговцами,
- арендуемые отделы,
- кооперативы.
По формам — это универмаги и универсамы, супермаркеты, специализированные и дежурные магазины, магазины сниженных цен, торговые базары, уличные разносчики, продажи с лотков.
Каждый тип предприятия розничной торговли имеет свою сферу действия и четко сформулированный план наиболее эффективного охвата клиентов. Киоски, расположенные возле станций метрополитена, как правило, стараются удовлетворить текущие нужды людей, возвращающихся домой, и предлагают в основном продукты, имеющие многократное использование, т.е. постоянно потребляемые и имеющие обычно невысокую цену. А автомобили и меховые манто продаются в крупных магазинах или в отдельных местах, географически отделенных от прочих магазинов.
Розничная торговля как неотъемлемая часть маркетинговой деятельности требует принятия ряда решений для успешной работы на рынке в условиях конкуренции. Это касается выбора целевых рынков, товарного ассортимента и услуг, цен, места размещения торгового предприятия, его устройства и оформления, общения с клиентами.